Научная работа кафедр
Кафедры факультета осуществляют исследования в рамках тем, которые относятся к числу приоритетных научных направлений, носят фундаментальный или прикладной характер, соответствуют современному уровню развития отечественной и мировой гуманитарной науки. Результаты НИР кафедр факультета способствуют развитию творческого и интеллектуального потенциала, внедрению и использованию разработок в учебном процессе, расширению научного сотрудничества с учебными заведениями, научно-исследовательскими центрами Республики Беларусь, стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Кафедра археологии, истории Беларуси и специальных исторических дисциплин:
- история возникновения и развития белорусского этноса;
- история белорусской государственности;
- вопросы конфессиональной политики на белорусских землях;
- разработка проблем Великой Отечественной войны на материалах Беларуси и Могилевской области, в частности;
- методика преподавания истории и общественно-политических дисциплин;
- научно-методическое обеспечение дисциплин по истории Беларуси, археологии, археологии Беларуси, этнографии и краеведению Беларуси, методологии истории, методики преподавания истории и общественно-политических дисциплин;
- разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий по истории Беларуси для средней и высшей школы;
- археологические исследования на территории Могилевской области;
- финальный палеолит и мезолит Верхнего Поднепровья;
- материальная культура городов Белорусского Поднепровья и Посожья в эпоху средневековья и раннего Нового времени;
- традиционная культура сельского населения региона в XI–XIX вв.;
- погребальная обрядность населения на территории Белорусского Поднепровья и Посожья в Х–ХІІІ вв.;
- конфессиональная ситуация на белорусских землях в конце XIX – начале XX вв.;
- методология исторического познания;
- социокультурные процессы на территории Могилевской области во время Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы;
- история МГУ имени А. А. Кулешова.
- Кафедра истории и философии:
- история цивилизаций: генезис, развитие и взаимодействие локальных цивилизаций;
- проблемы средневековой, Новой и Новейшей истории стран Западной Европы и Северной Америки, Центральной и Юго-Восточной Европы, Азии и Африки, Латинской Америки;
- актуальные вопросы славяноведения Центральной и Восточной Европы ХIХ в.;
- научно-методическое обеспечение дисциплин по истории средних веков, Новой и Новейшей истории;
- история восточных славян (России и Украины) (конец ХІХ – середина ХХ вв.);
- история возникновения и деятельности политических партий и общественных движений России и Беларуси в конце ХIХ – начале ХХ вв.;
- научно-методическое обеспечение дисциплин по истории восточных славян (России и Украины).
- научные исследования в области философии образования, религиоведения, содержания и методики философско-культурологического и религиоведческого образования;
- философия и методология научного познания;
- история религии, свободомыслия и свободы совести в Беларуси;
- конфессиональные процессы в регионах Республики Беларусь;
- социально-культурная антропология и межкультурная коммуникация;
- риторика и теория аргументации;
- история общественной и философской мысли в Беларуси;
- культура информационного общества, молодежная субкультура;
- изучение перспектив ноосферного образования в свете глобализационных процессов, диалогового формирования мировоззрения креативной личности;
- исследования пограничных областей мировоззренческого знания на стыке философских и педагогических технологий;
- научно-методическое обеспечение по дисциплинам философского профиля, культурологии, истории отечественной общественной и философской мысли X–XX вв.;
- научно-методическое и учебное обеспечение религиоведения.
- Кафедра славянской филологии:
- актуальные вопросы современной белорусской лексикологии;
- особенности белорусско-русского двуязычия в преподавании дисциплин лингвистического цикла;
- научно-методическое обеспечение дисциплин белорусского языкознания, историко-литературного, теоретико-литературного, педагогического, журналистского циклов в подготовке специалистов филологического профиля.