С 12 по 17 февраля 2024 года Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга при поддержке Россотрудничества проводил в Санкт-Петербурге обучение 47 преподавателей русского языка и литературы из числа соотечественников, проживающих за рубежом. Программа направлена на поддержку интереса к изучению и преподаванию русского языка и русской культуры, на распространение знаний о русском языке среди российской зарубежной диаспоры и укрепление связей соотечественников с исторической родиной.

Для преподавателей из Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии и Швеции была разработана программа, объединяющая теоретические и практические занятия по методике преподавания русского языка как родного и неродного. Кроме образовательной части, программа включала в себя проведение круглых столов для обмена опытом работы между участниками мероприятия. Участники «Зимней школы» разместились в историческом центре Петербурга, где каждая улица и здание наполнены духом русской культуры, посетили Малый драматический театр, государственный литературный музей «Двадцатый век» и Институт русской литературы.

Образовательная программа была реализована одним из ведущих государственных профильных заведений Российской Федерации — Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского. В стенах академии состоялось торжественное открытие «Зимней школы», где участников приветствовали первые лица принимающей стороны.

Шевцов Павел Анатольевич, заместитель руководителя Россотрудничества, отметил: «Большой интерес к изучению русского языка наблюдается не только в странах СНГ, но и в Западной Европе, Юго-Восточной Азии, Африке, соответственно, и востребованность преподавателей русского языка как родного и как иностранного растет. Развивается формат онлайн-обучения, появляются новые платформы. От преподавателя многое зависит: формирование интереса ребенка к русскому языку и укрепление стремления к его изучению. Если у преподавателя горят глаза, если он профессионально подкован, имея основательную методическую поддержку, то обязательно сможет вдохновить детей на обучение. Для этого работает программа поддержки соотечественников».

Марков Сергей Леонидович, временно исполняющий обязанности председателя Комитета по внешним связям Санкт‑Петербурга, подчеркнул следующее: «Санкт-Петербург является лидером в России по методикам преподавания русского языка для разных целевых групп. Мы приглашали преподавателей-логопедов, воспитателей и учителей дошкольников, в 2023 году к нам приезжали учителя начальных классов, эта «Зимняя школа» собрала соотечественников — преподавателей русского языка в старших классах».

Образовательная программа для зарубежных преподавателей началась со знакомства участников друг с другом. В неформальной обстановке педагогам было предложено представиться и коротко рассказать о том, с какой целью они приехали в Санкт-Петербург на курсы. Уже на этапе презентации стало понятно, что приехали профессионалы своего дела, увлеченные и опытные педагоги.

Вдохновляющие лекции доцента кафедры филологического образования СПб АППО Федорова Сергея Владимировича о феномене русского языка стали первым погружением в проблематику курсов. «Преподаватели русского языка и литературы стран бывшего Советского союза являются „со-отечественниками“, потому что у нас общее Отечество. Нам легко находить общий язык, нас объединяет любовь к общему делу и русскому языку. Со слушателями работают профессионалы Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, которые передают свою методику преподавания. Мы, однако, не только делимся своим знанием, но и учимся. Сегодня в школах Петербурга огромное количество инофонов, мы тоже сталкиваемся с проблемами обучения русскому языку как иностранному, и опыт преподавателей русского языка из других республик оказывается востребован в нашей профессиональной среде», — делится своими наблюдениями Сергей Владимирович.

Слушателями являются представителями разных культур, разных языковых групп со своим восприятием русского языка, поэтому программа нацелена на общую методику обучения русскому языку как родному или неродному. Практические занятия помогают решать конкретные задачи: успешное психолого-педагогическое сопровождение детей-билингвов, преодоление фонетических трудностей, изучение логики и эстетики русской орфографии и пунктуации, внедрение новейших приемов и упражнений для обучения чтению и письму и многое другое.

«Я приехала в „Зимнюю школу“ за возможностью профессионального общения. Меня как преподавателя русского языка впечатлила детальная проработка текстов, примеры и комплекс заданий. Я занимаюсь подготовкой детей к олимпиадам, поэтому с большим интересом вникала в различные подходы к работе с высокомотивированными детьми», — рассказывает Ольга Блажко из Республики Беларусь.

Среди участников программы есть заслуженные учителя, преподаватели с большим опытом обучения русскому языку как родному и как иностранному. Своими методическими находками участники поделились друг с другом в рамках двух круглых столов. Участники курсов обсуждали, каким должен быть урок русского языка, а также как изучать русский язык в контексте русской культуры. В общей сложности 17 преподавателей из Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Швеции представили свои методические рекомендации по работе с детьми-инофонами. Педагоги говорили о том, как научить понимать текст, как изучать язык и культуру через театр, как использовать электронные образовательные ресурсы в практике педагога-русиста.

Восторг и неподдельное восхищение вызвал у преподавателей Институт русской литературы Российской академии наук, или Пушкинский Дом, где гостей встречал лично директор института, доктор филологических наук Валентин Вадимович Головин. 14 тысяч листов рукописей А. С. Пушкина хранятся в Институте русской литературы, они оцифрованы и скоро станут доступны благодаря проекту «Пушкин digital». По настоянию классика «следовать за мыслями великого человека» преподаватели читали его записи, и рифма как будто рождалась непосредственно там, в рукописном отделе. Педагоги следовали за пером Александра Сергеевича и испытывали счастье от сложенного стиха. Пробовали угадать басню Ивана Андреевича Крылова, который записывал только первые несколько букв от каждого слова. Легко и свободно следовали за Михаилом Юрьевичем Лермонтовым туда, «где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Антон Павлович Чехов своей изящной подписью завершил прием гостей в Пушкинском Доме.

Малый драматический театр Льва Додина распахнул свои двери с красивейшей чеховской пьесой «Дядя Ваня», представив богатство и силу русской культуры, русского языка, русского человека в каждом слове, каждом монологе. «Мы, дядя Ваня, будем жить… Будем трудиться для других».

Закрытие программы состоялось 17 февраля в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского. В торжественной обстановке участникам были вручены удостоверения о повышении квалификации.

«Уверен, что полученные знания были действительно полезными и в дальнейшем будут активно использоваться в вашей практической деятельности, помогут в достижении профессиональных успехов и намеченных целей», — подвел итог программы Александр Ганин, начальник отдела по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом, Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.

Участники курсов горячо поблагодарили всех организаторов мероприятия, отметили содержательность курсов, возможность профессионального общения. В завершении встречи читали стихи С. Есенина, Р. Рождественского, обещали обязательно вернуться в Санкт-Петербург.

Недельное погружение в русский язык и русскую культуру закончилось. Преподаватели вернутся домой к своим ученикам с новыми знаниями, с новыми надеждами. Уезжая, они обещали друг другу продолжить общение в социальных сетях, на новых встречах, в новых проектах. И это очень важно. Понимать, что ты не один, что есть в наших странах такая сила — педагоги русского языка и литературы. И эта сила дает уверенность в том, что вместе мы сохраним бесценное русское культурно-гуманитарное наследие!


© 2024 Историко-филологический факультет
учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
ул. Космонавтов, д. 1,  212022  г. Могилев, Республика Беларусь