С 11 по 24 августа 2024 года Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга при поддержке Россотрудничества и фонда «Русский мир» проводил обучение 85 преподавателей русского языка и литературы из 24 стран мира.
Программа повышения квалификации «Русский язык и литература в вузе и школе: специфика преподавания билингвам и инофонам» была реализована в рамках Летней школы Санкт-Петербургского государственного университета второй раз. В 2023 году в Летней школе СПбГУ приняли участие 85 преподавателей русского языка из 15 стран. В этом году география стран‑участников расширилась. Слушателями стали участники из Абхазии, Азербайджана, Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Германии, Грузии, Индии, Ирана, Испании, Италии, Казахстана, Киргизии, Китая, Лаоса, Мали, Молдовы, Монголии, Румынии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Кореи, Южной Осетии.
На торжественной церемонии открытия с приветственным словом выступил первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Леонидович Марков. Обращаясь к участникам, он отметил уникальность программы и важность сохранения преподавания русского языка: «В условиях нынешней международной обстановки особенно важно сохранить русский язык в его полноте и богатстве. Осознавая возможность возникновения сложностей, связанных с дефицитом методологических материалов и художественной литературы на русском языке, мы выражаем готовность оказать всяческую помощь и предложить различные форматы дальнейшего сотрудничества».
Первый проректор по молодёжной политике и организации приёма СПбГУ Александр Вячеславович Бабич рассказал о месте программы повышения квалификации в просветительской деятельности университета: «Санкт‑Петербургский университет проводит активную работу по продвижению и укреплению позиций русского языка в мире. Представленная программа является одним из важных направлений этой деятельности, так как материалы курсов освещают сложные аспекты преподавания русского языка как иностранного».
С напутственными словами, подчеркнув актуальность изучения русского языка в наши дни, также выступили исполнительный директор фонда «Русский мир» Владимир Вячеславович Кочин и заместитель руководителя Россотрудничества Павел Анатольевич Шевцов.
На протяжении двух недель слушатели обучались по двум направлениям: «Преподавание русского языка как иностранного» и «Преподавание русского языка как родного и неродного». Именно с учётом данных ориентиров аудитория была поделена на две группы, для каждой из которых была подготовлена отдельная специализированная программа обучения. И каждая из этих программ в обязательном порядке учитывала особенности работы преподавателей в условиях иноязычной среды, жизни в зарубежном государстве. Также принимались во внимание различия преподавания в странах, где русский язык достаточно распространён, и странах, где его можно услышать только на уроке.
Организаторы курсов внимательно подошли к подбору тем занятий, учитывались как современные тенденции в области преподавания русского языка, так и пожелания самих участников. Особое внимание было уделено методике проведения занятий по разговорной практике, благодаря которой у преподавателей была возможность совершенствовать навыки искусства живого общения на русском языке. Слушатели изучали современные методики преподавания, осваивали принципы работы сторителлинга, приёмы развития творческого мышления и коммуникативные модели как альтернативные методы обучения, ознакомились с применением технологий искусственного интеллекта и методов нейропсихологии в практике преподавания русского языка.
Занятия проводили ведущие специалисты Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, учебно-издательского центра «Златоуст», научные сотрудники Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН и победители конкурсного отбора учителей петербургских школ, руководители онлайн-школ.
В рамках проведения курсов была запланирована обширная культурная программа. Так, первый образовательный день для слушателей курсов завершился автобусно-пешеходной экскурсией по городу, содержание которой было разработано с литературным уклоном. Много интересных профильных знаний слушатели получили в ходе тематических экскурсий по Институту русской литературы (Пушкинскому Дому) Российской академии наук, Государственному литературному музею «ХХ век» на Малой Конюшенной улице (был создан на базе музея-квартиры Михаила Зощенко), «Академии талантов» — центру по выявлению и поддержке одарённых детей. Новые знания по истории Российской империи и порция очарования архитектурой загородных резиденций были получены в ходе экскурсии по Большому Гатчинскому дворцу.
Участники программы стали зрителями показанного со дня премьеры более 100 раз спектакля «Пиковая дама» (по повести Александра Сергеевича Пушкина) в Государственном драматическом Театре «На Литейном». Режиссер Игорь Ларин, определив жанр постановки как мистический анекдот, создал метафизическую историю о человеке, который в руках судьбы оказывается всего лишь картой, и её можно разменять на что угодно. Человек играет в карты? Нет, карты играют человеком, одержимость страстью неизбежно приводит к поражению.
Безусловно, самым важным по значимости пунктом программы стало посещение Пискарёвского мемориального кладбища и возложение к монументу «Мать-Родина» венка и цветов от имени российского зарубежья. Мемориал посвящён памяти всех ленинградцев и защитников города. Люди свято хранят память о героях обороны Ленинграда, и строки из эпитафии Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто», памятный текст на фризах павильонов «Вам, беззаветным защитникам нашим…» Михаила Дудина тому подтверждение. Вечный огонь на верхней террасе Пискарёвского мемориала горит в память обо всех жертвах блокады и героических защитниках города. От Вечного огня до монумента «Мать-Родина» тянется трёхсотметровая Центральная аллея. Вдоль аллеи на всём её протяжении высажены красные розы. От них влево и вправо уходят печальные холмы братских могил с плитами, на каждой из которых высечен год захоронения, листочки дуба — символ мужества и стойкости, серп и молот — на могилах жителей, а на могилах воинов — пятиконечная звезда. В братских могилах покоятся 420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, а также 70 тыс. воинов — защитников Ленинграда. Есть на мемориале и около 6 тыс. индивидуальных воинских могил. Визит к скорбному памятнику жертвам блокады Ленинграда, Великой Отечественной войны, являющейся величайшей общечеловеческой трагедией, проник глубоко в душу каждого участника и стал поводом для дальнейшего подробного изучения подвига ленинградцев.
23 августа в актовом зале факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета в торжественной обстановке участникам были вручены удостоверения о повышении квалификации. Церемония закрытия программы продолжилась в Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского.
Перед русистами выступил заместитель руководителя Россотрудничества Павел Анатольевич Шевцов. Он выразил благодарность всем организаторам проекта, в особенности Комитету по внешним связям Санкт-Петербурга: «Когда мы организовали эту совместную программу в первый раз, мы сразу поняли, что она будет жить очень долго. Уверен, вы, приехав в наш город, пройдя программу на базе Санкт-Петербургского университета, который без преувеличения является одной из лучших платформ по изучению и преподаванию русского языка, смогли ознакомиться с новыми методиками, тенденциями, инструментами обучения. Глядя на вас, я вижу, как горят ваши глаза, насколько сильно вы хотите, вернувшись к себе, передать эту любовь к России, русскому языку, нашему духовному наследию. Огромное спасибо всем вам за то, что вы делаете!»
Главная цель проекта — повышение интереса среди преподавателей-филологов и их учеников к сохранению и продвижению русского языка и русской культуры за рубежом — достигнута.